Игровые профессии
В любой области производства существует разделение труда, и наша индустрия не исключение. Попробуйте позвонить в любую компанию и начать с места в карьер: «Хочу разрабатывать игры! Возьмете?». Наверняка удивленный собеседник на другом конце провода сразу же поинтересуется: «Э-э-э, а делать вы что умеете?» Под определение «разработчик игр» подпадает десяток разных профессий (в каждой из которых есть еще и несколько направлений), о самых важных из них мы сейчас и расскажем.
Программист
Программирование – это основа основ, краеугольный камень. Именно программисты создают технологии, формируют скелет любой игры. От качества их работы зависят результаты труда остальных сотрудников, поэтому к подбору мастеров кода и компиляторов подходят особенно тщательно. И, кстати, по уровню зарплаты программисты уступают только управленцам – менеджерам и продюсерам. Специалистам этой сферы необходимо хорошее техническое образование, поэтому профильный вуз для них будет верным выбором. Ну и конечно, как и в случае с другими профессиями, без самостоятельных занятий и постоянного совершенствования программист не может состояться как профессионал.
Где учиться? Лучший технический вуз из тех, что вы можете себе позволить.
Что требуется? Знание математики, владение языками программирования, быстрая обучаемость и способность совершенствоваться.
Сколько зарабатывает? После менеджеров и руководства самый высокий уровень доходов в отрасли.
Художник
Если программирование мы сравнили с формированием скелета игры, то, продолжая аналогию, добавим: работа художников – это наращивание мускулов и сухожилий, без которых невозможно нормальное существование любого жизнеспособного организма. Для того чтобы преуспеть на данном поприще, нужно, как минимум, хорошо рисовать, иметь представление о композиции и цвете и свободно владеть современными пакетами трехмерного моделирования (в основном это Maya и 3ds Max). В этой профессии очень развита специализация, и каждое направление требует целого набора обязательных навыков. Например, интерфейсному художнику пригодятся знания в области классических художественных стилей и хорошее понимание юзабилити интерфейса, нельзя стать настоящими скетчистом без виртуозного умения рисовать вручную, невозможно преуспеть текстуровщику, не владеющему пакетами 2D-графики.
Где учиться? Художественная школа и/или вуз, где обучают рисунку, живописи, основам композиции, цветоведению.
Что требуется? Умение рисовать от руки, знание пакетов 2D и 3D-графики.
Сколько зарабатывает? Меньше чем программисты, но больше, чем все остальные.
Геймдизайнер
Продолжая проводить аналогию с живым организмом, позволим себе назвать геймдизайн мозговым центром индустрии. В проект геймдизайнер привносит творческое начало. Однако если вам показалось, что в данном случае главное – постоянно выдвигать идеи, вы неправы. Специалист в этой области тем ценнее, чем лучше он знает все аспекты работы над игрой, чем выше его авторитет в коллективе, чем он образованнее и эрудированнее. Правильно было бы сравнить его с режиссером или архитектором. Поскольку получить систематическое образование пока негде, то всем, кто хочет попробовать себя на этом поприще, необходимо обучаться самостоятельно. Геймдизайнеру не обойтись без знания истории, географии, биологии, литературы. Нелишним будет знакомство с различными системами и механикой игр, жанровыми особенностями, спецификой производства, дизайном карт, созданием графики. Помогут литературные способности и навыки редактора, особенно умение быстро составлять тексты в разной стилистике, править написанное другими. В общем, эта специальность требует слишком много, чтобы рекомендовать ее новичкам – не помешает сначала пару лет поработать дизайнером карт или тестером.
Где учиться? Хорошее гуманитарное образование и опционально техническое.
Что требуется? Эрудиция, системность мышления, целеустремленность и глубокое знание индустрии.
Сколько зарабатывает? Сильно зависит от проекта, компании и особенностей должности.
Дизайнер карт
Во многих компаниях постоянно идут дебаты, считать ли дизайнера карт «белым человеком» и почти геймдизайнером или приравнять к художникам и сослать на галеры. Обычно останавливаются на первом варианте, но в любом случае это очень востребованная специальность и, что самое важное, поскольку речь идет в первую очередь о трудоустройстве, вполне подходящая для новичка. Как подготовить себя к этой работе? Элементарно – корпеть над картами, уровнями, сценариями для игр тех жанров, которые вам близки и лучше знакомы.
Где учиться? На практике, осваивая редакторы карт популярных игр.
Что требуется? Трудолюбие, усидчивость, общие навыки программирования.
Сколько зарабатывает? Средний уровень дохода.
Менеджер
Если игровой дизайнер – мозговой центр во всяком жизнеспособном коллективе, и он в ответе за креатив, то менеджер – это звенящий нерв, первым сигнализирующий о любой опасности или «болезни» проекта. Получить эту должность сложнее всего: даже профессиональных управленцев в индустрии не жалуют, и почти все начальники – уже состоявшиеся специалисты в какой-то области. Менеджеру для успеха требуются глубочайшее и всестороннее знание игровой индустрии, лидерские качества, умение планировать, предвидеть проблемы и заранее их предотвращать, а также нечеловеческое чутье на возможные неприятности. И, конечно, богатый опыт. Мы рассказываем об этой специальности так подробно, потому что управленец – последний рубеж в карьере любого разработчика игр. Всякий талантливый программист или художник, пиарщик или геймдизайнер в определенный момент становится менеджером, и тогда ему, кроме выполнения своих непосредственных обязанностей, приходится еще управлять группой специалистов.
Где учиться? На практике, в процессе разработки игр.
Что требуется? Лидерские навыки, ответственность, умение планировать, высокий уровень коммуникативных навыков, опыт управления проектами.
Сколько зарабатывает? Самый высокий уровень дохода.
Тестер
Постепенно мы переходим от специальностей, непосредственно связанных с созданием игр, к разного рода вспомогательным, техническим работам. Тестер – наверное, самая доступная на сегодняшний день должность для человека, который не умеет рисовать, не знает основ программирования, не обладает ярко выраженными качествами лидера, но очень хочет попасть в индустрию. Это очень востребованная, а при соблюдении ряда условий и достаточно перспективная специальность. От тех, кто идет этим путем, требуется усидчивость, пунктуальность и колоссальная работоспособность, еще одно обязательное требование – аналитический склад ума. Заблуждение думать, что тестеры «просто играют в игры», на самом деле они проверяют их функциональность, что далеко не так интересно. Для примера приведу стандартный тест-кейс: проверить на корректную обработку ВСЕ кнопки игрового интерфейса. То есть абсолютно все. Причем их следует прокликать педантично, по очереди, а если случается, что кнопка не реагирует или подставлен неправильный арт, сделать скриншот и подробно описать ошибку. Плюсы в работе тестера очевидны. Люди, сумевшие удержаться на этой позиции два-три года, приобретают не только опыт работы, но и знание индустрии, достаточное для того, чтобы двигаться дальше.
Где учиться? Образование не является решающим фактором при приеме на эту должность, но как всегда дает преимущество.
Что требуется? Работоспособность и усидчивость.
Сколько зарабатывает? Низкий и средний уровень доходов.
Пиарщик и игровой журналист
Немного поразмышляв, мы решили, что правильнее рассказать об этих специальностях в одном разделе. Несмотря на то что журналист, в отличие от пиарщика, не имеет прямого отношения к разработке, их функции достаточно близки. Десятки вполне состоявшихся журналистов успешно переходили в игровые компании на PR-должности. Есть и немало примеров того, как люди, интегрированные в индустрию, благополучно сотрудничали со СМИ. И неудивительно, ведь главное для всей пишущей братии – увлекательно рассказать об игре. Только задача журналиста – быть объективным и беспристрастным, а пиарщик – стремится создать вокруг родной компании максимально благоприятное информационное поле. Для всех, кто владеет пером и не считает, что ежедневно писать по несколько сотен строк оригинального текста – непосильный труд, это вполне реальный шанс попасть в индустрию.
Где учиться? Любой вуз, где готовят журналистов.
Что требуется? Хороший слог, активность, организаторские способности.
Сколько зарабатывает? Сильно зависит от должности и обязанностей.
Начните с малого, но прямо сейчас!
В игровой индустрии есть замечательный «черный вход», воспользовавшись которым можно обойти большинство подводных камней, подстерегающих соискателя, решившегося пойти по стандартному пути «резюме – собеседование – испытательный срок – работа». Речь идет о создании модификаций к уже вышедшим играм. Дело в том, что индустрия – это, прежде всего, про разработку игр, а не про белые воротнички и корпоративную этику. Поэтому человеку, не словом, а делом доказавшему свое право самоотверженно трудиться и в одиночку решать сложные задачи, двери в индустрию открыты всегда.
Прежде чем перейти к советам по созданию модификаций, необходимо прояснить пару нюансов. Безусловно, такой опыт очень полезен для новичка, и все наниматели учитывают его, выбирая сотрудников. Но надо осознавать, что работа над модом и полноценной игрой – это совсем не одно и то же. Во-первых, в вашем распоряжении есть уже апробированные технологии (тогда как в индустрии подобное случается гораздо реже, чем хотелось бы). Во-вторых, вы решаете сравнительно небольшие задачи, и потому не сталкиваетесь с особо серьезными проблемами, возникающими в ходе любой комплексной разработки. Это хорошая тренировка, но она не сделает из вас профессионала, а послужит подспорьем на первых порах.
Руководство «Как стать разработчиком?»
Внимательно изучите свои любимые игры. Представьте, что с одной из них вам придется провести вместе минимум шесть-восемь месяцев. Причем предстоит не просто играть, а ковыряться в ее начинке. Готовы ли вы к этому?
Посмотрите, какой инструментарий существует для выбранного вами проекта: есть ли редактор, каков его функционал, насколько серьезно с его помощью можно модифицировать игру. Если официального редактора нет, изучите фанатские сайты – возможно, там найдется все необходимое.
Оцените свои силы и творческий потенциал: решите, что же вы хотите делать. Новую карту, кампанию, тотальную конверсию? От этого будет зависеть оценка ресурсов и времени. И помните, несмотря на то что на просторах Сети у вас наверняка вскоре найдутся единомышленники, в таком деле можно на 100% рассчитывать только на себя. Беритесь за ту задачу, с которой вы справитесь и в одиночку.
Напишите короткий «вижен-документ» (буквально страничку текста), доходчиво объясняющий суть модификации. Он вам понадобится еще не раз.
Выделите из общего плана один этап: например, создать новую карту со своим скриптовым сценарием. На практике проверьте удобство игрового инструментария, и если выполнение такой задачи затянется на недели, вернитесь к первому пункту, поскольку в этом случае вы просто не успеете закончить проект.
Так как в данном случае вы сами себе и продюсер, и издатель, и менеджер, найдите через Google значение слов agile и waterfall и запомните их. Подсказка: вам нужно работать по первой схеме, маленькими шажками продвигаясь к намеченной цели, «водопад» актуален только для крупных проектов.
Трудитесь не покладая рук. Не останавливайтесь и не пасуйте перед трудностями – помните, все, с чем вы сталкиваетесь сейчас, это подготовка к настоящему делу, и со временем все «катастрофы» покажутся мелочью по сравнению с проблемами, которые в обстановке вечного цейтнота вам, как разработчику, придется решать в дальнейшем.
ИСТОЧНИК: GameLand