JavaScript
JavaScript — объектно-ориентированный скриптовый язык программирования. Является диалектом языка ECMAScript.
JavaScript обычно используется как встраиваемый язык для программного доступа к объектам приложений. Наиболее широкое применение находит в браузерах как язык сценариев для придания интерактивности веб-страницам.
Основные архитектурные черты: динамическая типизация, слабая типизация, автоматическое управление памятью, прототипное программирование, функции как объекты первого класса.
На JavaScript оказали влияние многие языки, при разработке была цель сделать язык похожим на Java, но при этом лёгким для использования непрограммистами. Языком JavaScript не владеет какая-либо компания или организация, что отличает его от ряда языков программирования, используемых в веб-разработке.
Название «JavaScript» является зарегистрированным товарным знаком компании Oracle Corporation.
История
Предпосылки
В 1992 году компания Nombas (впоследствии приобретённая Openwave (англ.)) начала разработку встраиваемого скриптового языка Cmm (Си-минус-минус), который, по замыслу разработчиков, должен был стать достаточно мощным, чтобы заменить макросы, сохраняя при этом схожесть с Си, чтобы разработчикам не составляло труда изучить его. Главным отличием от Си была работа с памятью. В новом языке всё управление памятью осуществлялось автоматически: не было необходимости создавать буферы, объявлять переменные, осуществлять преобразование типов. В остальном языки сильно походили друг на друга: в частности, Cmm поддерживал стандартные функции и операторы Си. Cmm был переименован в ScriptEase, поскольку исходное название звучало слишком негативно, а упоминание в нём Си «отпугивало» людей.
На основе этого языка был создан проприетарный продукт CEnvi. В конце ноября 1995 года Nombas разработала версию CEnvi, внедряемую в веб-страницы. Страницы, которые можно было изменять с помощью скриптового языка, получили название Espresso Pages — они демонстрировали использование скриптового языка для создания игры, проверки пользовательского ввода в формы и создания анимации. Espresso Pages позиционировались как демоверсия, призванная помочь представить, что случится, если в браузер будет внедрён язык Cmm. Работали они только в 16-битовом Netscape Navigator под управлением Windows.
JavaScript
Перед Бренданом Айхом, нанятым в компанию Netscape 4 апреля 1995 года, была поставлена задача внедрить язык программирования Scheme или что-то похожее в браузер Netscape. Поскольку требования были размыты, Айха перевели в группу, ответственную за серверные продукты, где он проработал месяц, занимаясь улучшением протокола HTTP. В мае разработчик был переброшен обратно, в команду, занимающуюся клиентской частью (браузером), где он немедленно начал разрабатывать концепцию нового языка программирования. Менеджмент разработки браузера, включая Тома Пакина (Tom Paquin), Михаэля Тоя (англ.), Рика Шелла (Rick Schell), был убеждён, что Netscape должен поддерживать язык программирования, встраиваемый в HTML-код страницы.
Помимо Брендона Айха в разработке участвовали сооснователь Netscape Communications Марк Андрисин (англ.) и со-основатель Sun Microsystems Билл Джой: чтобы успеть закончить работы над языком к релизу браузера, компании заключили соглашение о сотрудничестве в разработке. Они ставили перед собой цель обеспечить «язык для склеивания» составляющих частей веб-ресурса: изображений, плагинов, Java-апплетов, который был бы удобен для веб-дизайнеров и программистов, не обладающих высокой квалификацией.
Первоначально язык назывался LiveScript и предназначался как для программирования на стороне клиента, так и для программирования на стороне сервера (там он должен был называться LiveWire). На синтаксис оказали влияние языки Си и Java, и, поскольку Java в то время было модным словом, 4 декабря 1995 года LiveScript переименовали в JavaScript, получив соответствующую лицензию у Sun. Анонс JavaScript со стороны представителей Netscape и Sun состоялся накануне выпуска второй бета-версии Netscape Navigator. В нём декларируется, что 28 лидирующих ИТ-компаний выразили намерение использовать в своих будущих продуктах JavaScript как объектный скриптовый язык с открытым стандартом.
В 1996 году компания Microsoft выпустила аналог языка JavaScript, названный JScript. Анонсирован этот язык был 18 июля 1996 года. Первым браузером, поддерживающим эту реализацию, был Internet Explorer 3.0.
По инициативе компании Netscape была проведена стандартизация языка ассоциацией ECMA. Стандартизированная версия имеет название ECMAScript, описывается стандартом ECMA-262. Первой версии спецификации соответствовал JavaScript версии 1.1, а также языки JScript и ScriptEasy.
Возможности языка
JavaScript обладает рядом свойств объектно-ориентированного языка, но реализованное в языке прототипирование обусловливает отличия в работе с объектами по сравнению с традиционными объектно-ориентированными языками. Кроме того, JavaScript имеет ряд свойств, присущих функциональным языкам — функции как объекты первого класса, объекты как списки, карринг, анонимные функции, замыкания — что придаёт языку дополнительную гибкость.
Несмотря на схожий с Си синтаксис, JavaScript по сравнению с языком Си имеет коренные отличия:
объекты, с возможностью интроспекции;
функции как объекты первого класса;
автоматическое приведение типов;
автоматическая сборка мусора;
анонимные функции.
В языке отсутствуют такие полезные вещи, как:
модульная система: JavaScript не предоставляет возможности управлять зависимостями и изоляцией областей видимости;
стандартная библиотека: в частности, отсутствует интерфейс программирования приложений по работе с файловой системой, управлению потоками ввода/вывода, базовых типов для бинарных данных;
стандартные интерфейсы к веб-серверам и базам данных;
система управления пакетами, которая бы отслеживала зависимости и автоматически устанавливала их.
Семантика и синтаксис
Синтаксис языка JavaScript во многом напоминает синтаксис Си и Java, семантически же язык гораздо ближе к Self, Smalltalk или даже Лиспу.
В JavaScript:
все идентификаторы регистрозависимы,
в названиях переменных можно использовать буквы, подчёркивание, символ доллара, арабские цифры,
названия переменных не могут начинаться с цифры,
для оформления однострочных комментариев используются //, многострочные и внутристрочные комментарии начинаются с /* и заканчиваются */.
Структура языка
Структурно JavaScript можно представить в виде объединения трёх чётко различимых друг от друга частей:
ядро (ECMAScript),
объектная модель браузера (Browser Object Model или BOM (de)),
объектная модель документа (Document Object Model или DOM).
Если рассматривать JavaScript в отличных от браузера окружениях, то объектная модель браузера и объектная модель документа могут не поддерживаться.
Объектную модель документа иногда рассматривают как отдельную от JavaScript сущность, что согласуется с определением DOM как независимого от языка интерфейса документа. В противоположность этому ряд авторов находят BOM и DOM тесно взаимосвязанными.
Ядро
ECMAScript не является браузерным языком и на самом деле в нём не определяются методы ввода и вывода информации. Это скорее основа для построения скриптовых языков. Спецификация ECMAScript описывает типы данных, инструкции, ключевые и зарезервированные слова, операторы, объекты, регулярные выражения, не ограничивая авторов производных языков в расширении
Объектная модель браузера
Объектная модель браузера — браузероспецифичная часть языка, являющаяся прослойкой между ядром и объектной моделью документа. Основное предназначение объектной модели браузера — управление окнами браузера и обеспечение их взаимодействия. Каждое из окон браузера представляется объектом window, центральным объектом BOM. Объектная модель браузера на данный момент не стандартизирована, однако спецификация находится в разработке WHATWG и W3C.
Помимо управления окнами, в рамках объектной модели браузера, браузерами обычно обеспечивается поддержка следующих сущностей:
управление фреймами,
поддержка задержки в исполнении кода и зацикливания с задержкой,
системные диалоги,
управление адресом открытой страницы,
управление информацией о браузере,
управление информацией о параметрах монитора,
ограниченное управление историей просмотра страниц,
поддержка работы с HTTP cookie.
Объектная модель документа
Объектная модель документа — интерфейс программирования приложений для HTML и XML-документов[40]. Согласно DOM, документу можно поставить в соответствие дерево объектов, обладающих рядом свойств, которые позволяют производить с ним различные манипуляции:
получение узлов,
изменение узлов,
изменение связей между узлами,
удаление узлов.
Встраивание в веб-страницы
Расположение внутри страницы
Для добавления JavaScript-кода на страницу, можно использовать теги <script></script>, которые рекомендуется, но не обязательно, помещать внутри контейнера <head>. Контейнеров <script> в одном документе может быть сколько угодно.
Скрипт, выводящий модальное окно с классической надписью «Hello, World!» внутри браузера:
<script type="text/javascript"> alert('Hello, World!'); </script>
Расположение внутри тега
Спецификация HTML описывает набор атрибутов, используемых для задания обработчиков событий. Пример использования:
<a href="delete.php" onclick="return confirm('Вы уверены?');">Удалить</a>
В приведённом примере при нажатии на ссылку функция confirm('Вы уверены?'); вызывает модальное окно с надписью «Вы уверены?», а return false; блокирует переход по ссылке. Разумеется, этот код будет работать только если в браузере есть и включена поддержка JavaScript, иначе переход по ссылке произойдёт без предупреждения.
Использование кода JavaScript в контексте разметки страницы в рамках ненавязчивого JavaScript расценивается как плохая практика. Аналогом (при условии снабжения ссылки идентификатором alertLink)
<a href="delete.php" id="alertLink">Удалить</a>
приведённого примера может выступать, например, следующий фрагмент JavaScript:
window.onload = function() { var linkWithAlert = document.getElementById("alertLink"); linkWithAlert.onclick = function() { return confirm('Вы уверены?'); }; };
Вынесение в отдельный файл
Есть и третья возможность подключения JavaScript — написать скрипт в отдельном файле, а потом подключить его с помощью конструкции
<script type="text/javascript" src="http://Путь_к_файлу_со_скриптом"></script>
Атрибуты элемента script
Элемент script, широко используемый для подключения к странице JavaScript, имеет несколько атрибутов.
обязательный атрибут type для указания MIME-типа содержимого.
В запросе комментариев RFC-4329, определяющем MIME-тип, соответствующий JavaScript, указано:
Известно, что использование «text» в качестве типа верхнего уровня данного типа содержимого проблематично. Поэтому данный документ определяет text/javascript и text/ecmascript, отмечая их «устаревшими». Использование экспериментальных и незарегистрированных медиатипов, таких как перечисленные в части выше, не приветствуется.
Медиатипы
application/javascript,
application/ecmascript,
которые также определяются в этом документе, предназначены для практического использования, им следует отдавать предпочтение.
Оригинальный текст (англ.)
Однако, согласно спецификации HTML 4.01 в качестве значения type должно быть указано устаревшее "text/javascript". Так как JavaScript является языком программирования по умолчанию во всех браузерах, начиная с Netscape 2, Дуглас Крокфорд придерживается мнения о нецелесообразности использования атрибута type, рекомендуя указывать его в XHTML, так как, хотя он, по мнению Крокфорда, и не нужен, но обязателен, и не указывать в HTML.
необязательный атрибут src, принимающий в качестве значения адрес к файлу со скриптом.
необязательный атрибут charset, используемый вместе с src для указания используемой кодировки внешнего файла.
необязательный атрибут defer, используемый для того, чтобы показать, что скрипт не генерирует никакого содержимого (что означает, в частности, то, что в этом скрипте отсутствует вызов document.write()).
При этом атрибут language (language="JavaScript"), несмотря на его активное использование (в 2008 году этот атрибут был наиболее часто используемым у тега <script>), относится к не рекомендуемым (deprecated), отсутствует в DTD, поэтому считается некорректным.