GIMP (GNU Image Manipulation Program) — растровый графический редактор, программа для создания и обработки растровой графики и частичной поддержкой работы с векторной графикой. Проект основан в 1995 году Спенсером Кимбеллом и Питером Маттисом как дипломный проект, в настоящий момент поддерживается группой добровольцев. Распространяется на условиях GNU General Public License.

Позиционирование GIMP

В течение продолжительного времени GIMP создавался с учётом пожеланий пользователей, но в основном согласно предпочтениям разработчиков и без привлечения экспертов по эргономике. Целостное видение проекта отсутствовало. Чтобы решить накопившиеся в результате этого проблемы, был принят ряд мер.
В 2005 году проект GIMP был зарегистрирован участником программы OpenUsability. На конференции Libre Graphics Meeting в марте 2006 года состоялась первая встреча представителей OpenUsability и команды разработчиков GIMP, в ходе которой было определено[1] видение GIMP как продукта для конечных пользователей:
GIMP является свободным ПО;
GIMP является высококачественным приложением для фоторетуши и позволяет создавать оригинальные изображения;
GIMP является высококачественным приложением для создания экранной и веб-графики;
GIMP является платформой для создания мощных и современных алгоритмов обработки графики учёными и дизайнерами;
GIMP позволяет автоматизировать выполнение повторяющихся действий;
GIMP легко расширяем за счёт простой установки дополнений.
Эти тезисы определяют дальнейшее развитие GIMP.
Осенью 2006 года в рамках проекта OpenUsability было проведено исследование, результаты которого постепенно оформляются в виде рекомендаций и спецификаций и реализуются.

Возможности

Традиционно GIMP считается свободным аналогом ряда проприетарных редакторов (чаще всего называется Adobe Photoshop), хотя сами разработчики часто возражают против такой формулировки.

В GIMP присутствует набор инструментов цветокоррекции:
кривые;
уровни;
микшер каналов;
постеризация;
тон-насыщенность;
баланс цветов;
яркость-контраст;
обесцвечивание.
При помощи фильтров, инструментов, масок и слоёв с разными типами наложения (всего 22) можно:
выравнивать заваленный горизонт;
убирать искажения, вносимые оптикой;
корректировать перспективу;
выполнять клонирование объектов с учётом перспективы;
кадрировать фотографии;
удалять дефекты вроде пыли на матрице (штамп, лечебная кисть);
имитировать использование различных цветофильтров;
«вытаскивать» потерянную детализацию в тенях;
многое другое.
Реализовано управление цветом.
[править]Рисование
несколько рисующих инструментов;
свободно масштабируемые кисти;
поддержка кистевой динамики;
поддержка графических планшетов.
[править]Экранные фильтры
Дополнительные возможности по коррекции изображений на протяжении всей работы реализованы в виде экранных фильтров. К ним относятся:
имитация разных типов дальтонизма (протанопия, дейтеронопия, тританопия);
гамма-коррекция;
коррекция контраста;
управление цветом.
[править]Настраиваемый интерфейс
плавающие палитры легко группируются и перегруппируются;
возможна полная перенастройка клавиатурных комбинаций, действий мыши, а также устройств ввода вроде Griffin Powermate;
любое меню можно превратить в свободно перемещаемое окно (Linux/UNIX).
[править]Автоматизация
Отсутствие средств автоматической записи сценариев компенсируется в GIMP большим числом языков, на которых можно писать сценарии:
TinyScheme, иначе Script-Fu (в комплекте с программой);
Python (в комплекте с программой);
Ruby;
Perl;
C#;
Java (экспериментально, часть проекта gimp-sharp);
Tcl (в настоящее время не поддерживается).
С помощью этих инструментов можно писать как интерактивные сценарии и модули для GIMP, так и создавать изображения полностью автоматически, например, генерировать «на лету» изображения для веб-страниц внутри программ CGI или выполнять пакетную цветокоррекцию и преобразования изображений. Следует отметить, что для пакетной обработки изображений всё же лучше подходят пакеты наподобие ImageMagick.
[править]Недочёты, их решение и пути обхода
В настоящее время использование GIMP в коммерческом дизайне, полиграфии и фотографии сопряжено с рядом сложностей, а во многих случаях и вовсе невозможно:
нет поддержки плашечных цветов (и палитры Pantone — по лицензионным соображениям);
нет полноценной поддержки цветовых моделей, CIELAB и CIE XYZ;
нет поддержки режима 16 и более разрядов на цветовой канал;
нет поддержки HDRi и операторов отображения тонов;
нет процедурных (корректирующих) слоёв и эффектов (стилей) слоёв.
Многие из упомянутых недочётов планируется устранить на втором этапе перехода к использованию библиотеки GEGL.
Существует расширение для экспорта в TIFF с цветоделением в CMYK и цветопробой.

Архитектура

Для построения элементов интерфейса GIMP использует GTK+. GTK+ изначально появился в составе GIMP как замена коммерческой библиотеке Motif, от которой зависели начальные версии GIMP. GIMP и GTK+ первоначально были разработаны для X Window System, работающей в операционной системе, подобной Unix, но с тех пор он был перенесён в Microsoft Windows, OS/2, Mac OS X и SkyOS.