ZBrush — программа для трёхмерного моделирования, созданная компанией Pixologic. Отличительной особенностью данного ПО является имитация процесса «лепки» 3d-скульптуры, усиленного движком трёхмерного рендеринга в реальном времени, что существенно упрощает процедуру создания требуемого 3d-объекта. Каждая точка (называемая пиксоль) содержит информацию не только о своих координатах XY и значениях цвета, но также и глубине Z, ориентации и материале. Это значит, что вы не только можете «лепить» трёхмерный объект, но и «раскрасить» его, рисуя штрихами с глубиной. То есть вам не придётся рисовать тени и блики, чтобы они выглядели натурально — ZBrush это сделает автоматически. Также быстро работает со стандартными 3d объектами, используя кисти для модификации геометрии материалов и текстур. Позволяет добиться интерактивности при немыслимом количестве полигонов. Используя специальные методы, можно поднять детализацию до десятков (а то и сотен) миллионов полигонов. Также имеется множество подключаемых модулей (работа с текстурами, геометрией, множество новых кистей, быстрая интеграция с профессиональными пакетами 2d графики и многое другое).

Интерфейс ZBrush

Все функции ZBrush находятся внутри палитр[1]. Каждая палитра содержит группу связанных функций. В пределах палитры эти функции далее разделены на группы, чтобы облегчить доступ к определённым настройкам, в которых Вы нуждаетесь.
Кнопки (Buttons) показаны как светлосерые выпуклые объекты. Нажатие кнопки выполняет какую-либо операцию.
Переключатели (Switches) — элементы интерфейса, которые могут находиться в положении on/off (вкл./выкл.) Когда переключатель отключен, то он отображён тёмно-серым. Если же включен, то оранжевым.
Слайдеры (Sliders) позволяют устанавливать требуемое значение того или иного параметра. Текущее значение отображается в виде цифр рядом с названием слайдера, а маленький индикатор снизу — где это значение находится в пределах диапазона его изменения. Минимальное значение — влево, максимальное — вправо.
Область между списком палитр и верхней частью полки называется Note Bar (строка примечаний). Она предназначена для обеспечения полезной обратной связи в процессе Вашей работы.
В большинстве случаев Note Bar покажет Вам название текущего пункта интерфейса. В других случаях отобразит подсказку. Кроме того, когда ZBrush выполняет сложную операцию типа Best-quality render, Note Bar обеспечит несколько видов обратной связи одновременно.
Выпадающие меню в ZBrush можно переместить в треи (Trays), находящиеся слева и справа от холста. Они используются для того, чтобы держать определённые палитры постоянно открытыми.
Некоторые палитры для выбора инструментов используют систему пиктограмм. Для удобства эти большие пиктограммы также расположены на полке с левой стороны холста.
Палитра Tool содержит уникальный набор инструментов, с помощью которых вы можете рисовать или менять пиксоли на холсте. Инструменты из этой палитры делятся на три категории: Pixol-adding brushes — Это художественные кисти, которые добавляют пиксоли к холсту, когда Вы ими рисуете. Pixol-changing Brushes — Это тоже кисти, но они применяются к пиксолям, уже имеющимся на холсте. Например, Snake Hook может вытянуть пиксоли в завиток, а Shading Enhancer (усилитель тени) может подчеркнуть яркие или тёмные части вашей сцены. Objects Здесь находятся готовые 3d-объекты. Они могут быть нарисованы на холсте, а потом изменены на уровне полигонов. Для их перемещения используется гироскоп.
Alpha — Это изображения grayscale (оттенки серого), которые могут найти разнообразное применение. Самое обычное их применение — изменение формы вашей художественной кисти. Однако альфы могут также использоваться для маскирования 3D объектов, создания трафаретов для рисования через них, изменения тумана и насыщенности глубины в процессе рендеринга, и многое другое. Они даже могут быть натянуты на поверхность и преобразованы в 3D объекты. Все карты смещения являются альфа-изображениями.
Текстура (Texture) и Цвет (Color) — Каждый пиксоль на холсте имеет цвет. Палитра цветов используется для придания вашему штриху отдельного цвета. Палитра Texture используется для придания штриху нескольких цветов с помощью другого изображения. Текстуры также могут быть наложены на поверхность 3D объекта. Пиктограмма Color располагается под пиктограммой Texture, так как текстура автоматически аннулирует временно выбранный цвет.
Для удобства пользователя элементы из каждой палитры, используемые чаще других, располагаются на верхней полке (над холстом).
Палитра Рисование (Draw) обычно используется для изменения штриха прежде, чем он нарисован. Когда активно рисование, доступно перемещение объектов с помощью гироскопа. Подробнее
Палитра Трансформирование (Transform) используется для его редактирования сразу после создания.
Конечно, это обобщение, так как настройки Draw также могут быть изменены при преобразовании объекта уже после того, как он был нарисован.
Mrgb/Rgb/M — Эти три переключателя связаны между собой, так как только один из них может быть активен одновременно. Mrgb — материал+цвет, Rgb — только цвет, M — только материал.
Zadd/Zsub/Zcut — Эти три переключателя работают подобно предыдущим трём, но влияют на изменение глубины. Когда Zadd активен, глубина добавляется к тому, что уже присутствует на холсте.
Есть также слайдеры RGB Intensity и Z Intensity. Первый из них контролирует, сколько цвета будет добавлено к сцене в процессе рисования. При значении 100 новые цвета полностью перекроют существующий цвет на холсте. При значении 25 цвет весьма прозрачен и хорошо подходит для создания деталей в пределах сцены или текстуры.
Z Intensity определяет глубину. Значение 0 соответствует отключенным Zadd и Zsub.
Draw Size используется для изменения диаметра вашей кисти.
Сразу после того, как что-то было нарисовано на холсте, оно может быть отредактировано с помощью палитры Трансформирование (Transform).
Автоподсказки
Чтобы больше узнать о любом пункте интерфейса ZBrush, наведите на него курсор и нажмите клавишу Ctrl.
Рядом с курсором появится окошко, содержащее детальную информацию об этом пункте и его использовании. Это напоминает контекстную справку, встроенную непосредственно в программное обеспечение.
Кнопка «?»
Для получения наиболее полной помощи онлайн щёлкните на значке вопроса в правом конце заголовка окна.
Когда эта кнопка активна, ZBrush автоматически покажет подробное описание того, как Вы работаете. Во многих случаях это происходит так, как будто Вы работаете с нажатой клавишей Ctrl. Однако, иногда возникают моменты (например, при перемещении курсора в области палитры), когда автоподсказки недоступны, а вы нуждаетесь в информации.
Кнопка Help
ZBrush 2 содержит обширную библиотеку тем помощи он-лайн. Этот своего рода help-браузер имеет разделы, посвящённые практически любой теме ZBrush — рисованию, моделированию, текстурированию или рендерингу. Обучающая программа ZScripts также содержит много тем со ссылками на смежные тематики.
Также имеются разделы FAQ и ZBrush Essentials, в том числе со ссылками на главную страницу ZBrushCentral и сайт Pixologic.
ZBrushCentral
На главной странице Help Topics щёлкните на Visit ZBrushCentral.com. Эта кнопка запустит ваш web-браузер и направит Вас на сайт wwwZBrushCentral.com.
Официальное онлайн-сообщество ZBrush ZBC создало форум для взаимодействия с пользователями ZBrush всего мира.
F.A.Q.Forum обеспечивает ответы на многие из наиболее часто заданных вопросов о ZBrush.
QuickLinks (доступ с F.A.Q.Forum или по ссылке в верхнем правом углу на каждой странице в ZBC) содержит многие из самых подходящих тем относительно использования ZBrush. Есть также очень много обучающих программ, созданных другими пользователями ZBrush или Pixologic.